Close

28/04/2016

DBA – «мутант» науки и БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

Градация образования, науки и бизнеса

 

DBA – «мутант» науки и БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в нашей стране серьезно активизировалась работа по пересмотру системы присвоения ученых степеней, особенно в сфере научного и практического знания вобласти бизне- са и менеджмента. По инициативе ВАК и Российской ассоциации бизнес-об- разования созданы рабочие группы по изучению этих вопросов и, в частности, введения в отечественную практику но- вого вида профессиональной степени – доктор делового администрирования, DBA (Doctor of Business Administration), что уже несколько десятилетий практи- куется на Западе. Несколько ведущих российских школ бизнеса также инициировали на- чало программ DBA. Наиболее серьез- DBA – «мутант» науки и БиЗнЕС-ОБРаЗОВаниЯ ЛЕОНИД ЕВЕНКО действительный член РАЕН почетный президент Российской ассоциации бизнес- образования, член Европейского совета по качеству бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации* ный опыт накопили Высшая школа кор- поративного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (научный руководитель программы ака- демик А.Г. Аганбегян) и Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ (научный ру- ководитель профессор С.Р. Филоно- вич). Этот опыт показал наличие сущес- твенно разных подходов к программам DBA, а выявил целый ряд нерешенных проблем. В последние месяцы выдвину- та идея провести эксперимент по фор- мированию и реализации учебных про- грамм с присвоением профессиональ- ной степени DBA [1], подобно тому, как в начале 2000-х годов был организован эксперимент по введению в российскую образовательную систему программ · Самостоятельность хозяйственной деятельности в России привела к образованию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменов-практиков · Формировать учебные планы, процессы обучения и присваивать профессиональные степени следует исходя из цели, сконцентрированной на развитии индивидов, а не на совершенствовании практик · Программа DВА объединяет образовательный, исследовательский и прагматический (в широком смысле) компоненты, где главным бенефициаром является сам менеджер или бизнесмен ключевые слова: программы PhD и DBA, докторантура для высших руководителей, «бенефициары», «интересанты» *119571, г. Москва, пр-т Вернадского, 82 evenko@gsib.ru.22 Дискуссионный клуб МВА (Master of Business Administration). Затем экспериментально апробирован переход на двухступенчатую систему подготовки специалистов в рамках вы- сшего профессионального образования (ВПО), бакалавр-магистр для экономи- ческих специальностей согласно до- кументам «Болонского процесса». Оба эти эксперимента оказались вполне ус- пешными, выявили специфику, а также проблемы формирования и реализации соответствующих учебных программ, прояснили различия в подходах и точ- ках зрения. В итоге удалось привести подготовку специалистов и управлен- ческих кадров в нормальное русло, приблизить к стандартам и практикам, принятым в мировом образовательном сообществе. Процесс внедрения прикладных профессиональных степеней (не только в бизнесе и менеджменте, о которых речь идет в настоящей статье, но и, скажем, в архитектуре, искусстве и т.п.) более сложен и противоречив. Сущест- вует, на наш взгляд, опасность как чис- то механического «реформаторства» в этой области, с оглядкой на зарубеж- ные образцы, так и поверхностных из- менений, которые ничего не поменяют по существу. Сформулируем в порядке дискуссии некоторые проблемы и вы- скажем точку зрения, полезную для конструктивной дискуссии и их реше- ния. ВВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТЕПЕНЕЙ – ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ Вопрос о введении профессиональных степеней ставится у нас в настоящее время в условиях широко обсуждаемых негативных явлений в системе присво- ения ученых степеней. Повсеместно выявляются случаи плагиата в текстах диссертаций, подготовки этих текстов «по заказу», присвоения ученых степе- ней лицам, занимающим высокое по- ложение, но практически не имеющим какого-либо отношения к науке и т.п. В отечественной практике произошло известное размывание и даже деваль- вация критериев научного творчества и требований к научным результатам. Особенно это отразилось на состоянии экономической науки и смежных к ней научных дисциплин. Наука как особая сфера человечес- кой деятельности со своими задачами, ценностями, ресурсами, кадрами и, как следствие, результатами в ряде случаев постепенно утрачивает свою специфи- ку, в некотором смысле – обособлен- ность, самоидентификацию и строгость своих критериев. Хроническое недофи- нансирование науки в период радикаль- ных экономических реформ, серьезные структурные изменения в системе ее организации привели к значительно- му снижению социального статуса как научных институтов, так и научной де- ятельности, к деформации ценностей, мотивации, поведения, мышления уче- ных, к оттоку талантливых кадров. Это в значительной мере коснулось эконо- мических и ряда близких общественных наук, где установление грани между наукой, консультированием, бизнесом, связанным с торговлей интеллектуаль- ными активами, потребовало новых ре- шений. Аномальные явления – падение качества научных работ, плагиат, кор- рупция, использование чужих разрабо- ток и текстов ради получения ученых степеней и званий – стали достаточно типичными для системы присвоения ученых степеней в целом. Все это вы- глядит, скорее, как этическая, нежели содержательная, проблема, которую можно и нужно решать посредством 23 DBA – «мутант» науки и бизнес-образования реорганизации ученых советов и повы- шения требовательности к ним. Важным фактором представляется и старение научных кадров. Ведь мно- гие «маститые» ученые получили свои степени еще в советское время, были изолированы от ознакомления с зару- бежными научными трудами, имеющи- ми мировую известность. В условиях слабого владения иностранными языка- ми, а также информационными средс- твами, обеспечивающими поиск науч- ной информации и ее обновление, они безнадежно отстали от современного уровня знаний и, по сути дела, утратили способность квалифицированной экс- пертизы научных работ на современ- ном уровне. Не умаляя серьезности этих про- блем, следует признать, что в конечном счете они носят субъективный характер и при наличии определенной реши- мости и разумном подходе могут быть преодолены (и будут преодолеваться) с помощью организационных методов, в том числе, эволюционно. В настоящее время появился ряд объективных моментов, порождающих новые требования к научному и эмпири- ческому знанию, в частности в области бизнеса и менеджмента, а также к но- вым формам его получения. Самостоя- тельность хозяйственной деятельности привела к формированию социального слоя творческих людей – менеджеров и бизнесменов-практиков. Эти специ- алисты, работая в корпорациях, зани- маясь консультативной деятельностью, осмысливали объективные процессы и инновации в области бизнеса и ме- неджмента. Они зачастую приходили не только к практически интересным, но и теоретически значимым результа- там, которые свидетельствовали о по- явлении профессионалов высокого уровня – носителей серьезных интел- лектуальных активов в этой области, яв- ляющейся пограничной по отношению к настоящему научному знанию. Водораздел между научной и про- фессиональной интеллектуальной де- ятельностью оказался не очень четким и по сути был связан со степенью стро- гости проведения научных исследова- ний, в одном случае – исходя из при- менения научной методологии, в дру- гом – в форме накопления понимания реальных процессов в ходе практичес- кой деятельности. Этот в целом благо- творный процесс, характерный для ры- ночной экономики и деловой практики, стал причиной определенного давле- ния на сферу науки, вызвав потреб- ность в оценке не только научных, но и профессиональных знаний высокого уровня как основы для признания ква- лификации и определенной сертифи- кации их носителей. Однако возлагать эту функцию на систему присвоения ученых степеней, действующую или усовершенствованную, представляется необоснованным и нецелесообразным прежде всего в связи с серьезными раз- личиями их сущности и целевых групп претендентов на их присвоение

 

ЛЕОНИД ЕВЕНКО,  cтатья